четверг, 25 июля 2013 г.

Великий ли Гэтсби?



Крайне редко можно встретить фильм, который настолько же хороший, как и книга, но ещё реже встречаются экранизации, которые гораздо лучше книги. Едва ли не впервые я столкнулась с подобным. И это нашумевший «Великий Гэтсби».
К своему, возможно, стыду (хотя особых угрызений совести я не чувствую), я не слышала ничего об этой книге Фицжеральда. Я просто узнала, что выходит фильм с таким названием, в нём играет Ди Каприо и в него вложено немыслимое количество денег. В большинстве своём я «слежу» за развитием кинематографа, поэтому практически всегда смотрю новые фильмы в кинотеатрах и не всегда потому, что мне интересно, а, грубо говоря, для того, чтобы быть «в теме», поддержать разговор и иметь своё мнение. Так получилось и на этот раз. Конечно же, Ди Каприо мне нравится, поэтому изначально фильм я ждала исключительно из-за него. А немного позже моя очень хорошая подруга, вкусу которой я доверяю практически во всём, рассказала мне о том, что перед премьерой специально прочитала книгу, осталась в невероятном восторге, стала ждать фильм ещё сильнее, а когда посмотрела – на её глазах застыли слёзы восторга. Тут уже и я заинтересовалась по-настоящему.
Предполагая, какой будет ажиотаж в кинотеатрах, я выбрала такой сеанс, чтобы «наверняка попасть»: четверг, 10 утра. Надо сказать, что и в столь раннее время, спустя неделю или две после премьеры, зал был почти забит.
Изначально я была настроена скорее положительно, чем отрицательно. В плейлист были добавлены саундтрэки ещё за несколько дней до просмотра, «внешняя» информация о фильме тоже изучена.
И вот действо началось.
...
И вот оно закончилось.
Я не претендую на роль рецензента, я просто решила высказать свои эмоции от просмотра. В течение всего фильма, как я люблю повторять, я пребывала в эстетическом экстазе. Всё настолько красиво, что сложно передать словами. Пейзажи, замки, костюмы от Prada, бриллианты, еда, машины, тусовки, Ди Каприо.
Вот только кроме невероятно приятной картинки для глаз я не увидела больше ничего. Абсолютно. Фильм скорее даже взбесил, чем заставил задуматься. Так ярко усматривалась претензия на глубочайший смысл. Которого, по сути, не было. И тут возникло неподдельное желание сравнить фильм с книгой: неужели Фицжеральд изначально написал свой роман таким простым, а от того более доступным и, соответственно, более успешным? Это удобно для «громких» фильмов, с миллионными бюджетами, с огромным количеством знаменитых актёров, которые чаще всего эти самые бессюжетные фильмы и спасают. Но для книги, которая стала классикой? Нет, я искренне не могла в это поверить. Именно поэтому задалась целью прочитать роман.
И что я могу сказать. Моему разочарованию не было границ. Не слишком хороший фильм оказался лучше вроде бы неплохой книги. Я понимаю, конечно, что это абсолютно разные вещи – сначала прочитать роман, а потом посмотреть экранизацию, чем наоборот – оценить блокбастер и только потом раскрыть книгу. Но тем не менее. В моей жизни такое бывало, и эмоции бывали самые разные, поэтому своё впечатление я не списываю на эту оплошность в последовательности действий.
Книга ни о чём. В прямом смысле ни о чём! Снова же, как и фильм, она претендует быть «обо всём»: и о любви, и о дружбе, и о стремлении к наживе, и о высоком обществе и т.д. Вот только в конце оказывается, что она таки была ни о чём. И не научила ничему. Разве что лучше выбирать литературу для чтения.           
Конечно же, тираж книги взлетел до таких небес, что Фицжеральд наверняка в гробу переворачивается. Вот только неизвестно от чего: то ли от возросшего посмертного успеха и популярности, то ли от совершенно иного уровня аудитории своих читателей. Вряд ли он рассчитывал на то, что его глубокий (ну, как он позиционировал) роман неожиданно и массово станут читать девочки-подростки, которые просто с ума сходят от Ди Каприо, которым нравится его стильная фотография с афиш на новой обложке и которые таким образом надеются повысить свой культурный уровень и перейти в «высшую лигу» великих ценителей классики. На время. Пока «шумок» вокруг фильма не уляжется. Дальше можно будет спрятать книгу подальше на полку между примерно таких же книг, время которых уже прошло. Или оставить на видном месте. Чтобы иногда «в тему» рассказать о том, что они её читали и сделали «очень важные выводы для себя». А что интересно, они ответят, когда их вдруг спросят, какие именно выводы?
Может быть, если бы я прочитала роман в другое время, актуальное лично для меня, с другим настроем, немного медленнее, чем за несколько часов, я осталась бы под иным впечатлением. Но нет.
Я редко, в общем-то, делюсь своим мнением по поводу прочитанной книги или просмотренного фильма, только если попросят. Но в этом случае я не смогла промолчать. По сути, к концу романа Гэтсби предстаёт перед читателем абсолютным идиотом, таким же, как и миллионы других людей, которые потратили свою жизнь на достижение не цели, а мечты. Которую внешне он скрывал от всех за роскошью и бесконечным весельем.
Так что же сделало его великим? Как ни прискорбно признавать, ничего! Он не велик. Он такой же, как множество мужчин, которые сначала «сознательно внушают женщине иллюзию твёрдой почвы под ногами, поддерживают в ней уверенность, что он – человек её круга, вполне способный принять на себя ответственность за её судьбу», а потом оказывается попросту никем и абсолютно не способным достичь обещанных высот. Вот только, как очень удачно написал сам Фицжеральд словами Гэтсби: «Стоило ли что-то совершать, чего-то добиваться, когда гораздо приятнее было рассказывать ей о том, что я собираюсь свершить». Это, однако, очень удобно – рассказывать. Тешить надеждами и обещаниями. Гораздо сложнее сделать. Далеко не каждому это дано. Поэтому неудивительно, что перед самой смертью вроде как великий Гэтсби чувствовал, что «старый уютный мир навсегда для него потерян, что он дорогой ценой заплатил за слишком долгую верность единственной мечте». И кого после всего этого может удивить тот факт, что на похоронах у него не было почти никого? Он ни к кому не стремился всю свою жизнь, кроме как к Дэзи. Так почему люди должны были стремиться к нему? Он давал им только то, что они хотели получать, в виде своих постоянных вечеринок. Он не пытался дать что-либо другое и не претендовал ни на что взамен. И что не так с тем, что после своей смерти он остался один? Всё логично, всё рационально. И никакого смысла. И никакого урока. Его можно, конечно, найти и вынести, но только высосав из пальца, как говорится. Вот только стоит ли?
В любом случае, «Великий Гэтсби» не оставит равнодушным никого. Может быть, на это и рассчитано: эмоции возникают. Положительные или негативные, но возникают! У кого как. Каждому своё. Возможно, это и делает произведение классикой, а фильм таким кассовым. Когда есть, что о нём сказать. Либо посоветовать, как шедевр, либо раскритиковать и тем самым заставить другого человека прочитать/посмотреть, чтобы обязательно составить своё мнение.

На отдых взяла с собой ещё один известный роман Фицжеральда «Ночь нежна». Искренне надеюсь на то, что хотя бы он оставит во мне почву для размышлений.





1 комментарий:

  1. Эта книга была культовой и популярной еще задолго до фильма. Много восторженных на нее отзывов, но она право того не стоит. Я прочла ее задолго до фильма. А фильм чудесен, передал книгу очень красочно и захватывающе, я считаю. Хоть я и не любитель, когда кинематограф вот так вот все разжевывает, но в фильме, наверняка, многие узрели, что недоступно было им при прочтении. А это тоже успех в своем роде
    Отзыв мне ваш понравился. Не смогла мимо пройти)
    Имхо: Гэтсби был великим, потому что он был иллюзией для толпы. Также как и для Гэтсби великой была его мечта, которой он жил. На похоронах он остался один, эта иллюзия его величества ничего не значила в реальной жизни. Также как грёзы идеальной встречи и жизни с Дэйзи в реальной жизни оказалась ничего не стоящей и несбыточной выдумкой...Вобщем, все вокруг себя он придумал сам. Это печально и глупо, но в какой то степени притегательно и романтично. Я и после фильма, и после книги много думала о мечтах и иллюзиях, но по правде говоря ни к какому определенному выводу не пришла :)
    Ваш пост снова толкнул меня в раздумья, thank you :D

    ОтветитьУдалить